За время существования в газете рубрики «Званый гость» мы рассказали о многих наших земляках. Одни привлекают своим творчеством, другие - интересной судьбой, третьи - профессионализмом. На сей раз званым гостем редакции стал человек, вобравший в себя все три ипостаси. Он и творческая личность, и профессионал с интересной судьбой. Это Владимир Осипов, бывший директор детской школы искусств.
ДОСЬЕ
- Владимир Васильевич, расскажите о родителях.
- Отец - сухоложский, мама - из Вятской губернии. Встретились и поженились они в начале 1930-х годов в Омске. Родились два моих брата и сестра. Началась война. Отца забрали на фронт, мама, беременная, осталась одна с тремя детьми. В первый год войны она потеряла новорожденную дочь и младшего сына. С двумя старшими детьми пережила голод и холод.
Отец прошел всю войну и вернулся в 1945-м. У них родилась еще одна дочь, а потом я. Маме было тогда 40, папе - 42. Как говорят в народе, я «поскрёбыш». В 1956 году семья переехала в Сухоложье, ближе к папиным родственникам.
- Склонность к творчеству, в частности, к рисованию вам передалась от родителей?
- Способности достались мне, по всей видимости, от отца. Не раз слышал от него, что в трудные 30-е годы, когда ни ковров, ни мебели семья позволить себе не могла, а создать уют в доме хотелось, он рисовал на одеялах трех богатырей, пейзажи или натюрморты. Такие «картины» висели у нас вместо ковров.
Отец рисовал не только для себя, но и для друзей, родственников, соседей. Он и меня научил рисовать по клеточкам.
- Учителя ваши художественные способности заметили и стали развивать?
- Почему только художественные? Знаете, какие у нас учителя были?! Они для меня до сих пор кумиры, боги... Потому что каждый учитель знал свой предмет на отлично и старался привить ученикам любовь к своему предмету.
Классный руководитель у нас была «химичкой», и мы буквально жили в химкабинете: проводили опыты, учились новому. Помню, она где-то отыскала книгу о том, как партизаны в войну изготавливали взрывчатку. Мы даже пробовали ее сделать из муки и сахара.
Физрук показывал нам на турнике акробатические трюки, и мы все были акробатами, а зимой - лыжниками.
Учитель русского языка вел драмкружок, и мы участвовали в постановках, разыгрывали сцены из пьес.
Учительница биологии организовала в классе живой уголок,и я, четвероклассник, был его директором. Кого в этом уголке только не было: ужи, ежи, морские свинки, раненые беркут и ястреб, зайчата, оставшиеся без матери.
По всем предметам было так. Нам все было интересно. Во всем мы старались себя попробовать.
- После школы вы работали учеником токаря. Как стали художником- оформителем?
- Получилось, что без меня меня женили. Я ведь почему после школы пришел на завод? Потому что других профессий, кроме как токаря, не знал.
В то время приближалась годовщина 50-летия советской власти. Нужно было украсить к празднику заводской Дом культуры. Меня, 17-летнего пацана, назначили «главным оформителем». Дали в помощники инженеров и начальников - тех, кто хоть как-то мог «орудовать» кисточкой. И мы стали оформлять. Столько тогда понаписали и разрисовали, что сейчас трудно себе представить!
В школе я рисовал на небольших листах бумаги, а здесь пришлось делать огромные плакаты. Тот же портрет Ленина размером 6 на 4. Конечно, я получил хорошую практику. После этого меня назначили заводским художником. Выделили помещение, снабдили всем необходимым. При этом я числился слесарем.
Потом был военкомат, где я рисовал карты и сбоку подписывал «совершенно секретно», потом армия. Когда вернулся после службы домой, стал директором станции юных техников в поселке СМЗ. В свободное время играл на гитаре. У нас была своя вокально-инструментальная группа. Мы участвовали в конкурсах, фестивалях, становились дипломантами областного конкурса « Юность комсомольская моя».
- Вы педагог, учите детей рисовать, не один десяток лет возглавляли художественную школу. Картины пишете?
- А вы романы пишете? Или хотя бы рассказы, повести? Нет? Вот так и у меня: способности есть, но для написания произведений искусства, вероятно, этого недостаточно.
Вы вот спрашивали, почему я стал художником. Действительно, почему? Я ведь в СМЗ на станции юных техников вел кружки и резьбы по дереву, и моделирования, и кинофотокружок. Весь город к нам на занятия ездил. Когда такую же станцию стали строить в Сухом Логу, я понимал, что мне придется там работать, и был к этому готов. В то же время понимал, что способности способностями, но теоретические знания не помешают.
Тут в Сухой Лог после окончания института приезжает художник Витя Бунаков. Устроил я его на нашу станцию вести изокружок. Когда увидел, как работает настоящий художник, то просто загорелся. Можно сказать, что это он меня направил в Нижнетагильский пединститут получать высшее профессиональное образование. Так я стал художником.
А ведь мог и на музыканта выучиться, если бы, к примеру, Владимир Грозин, с которым вместе играли в ансамбле, мне тогда сказал: «Володя, иди в тот институт, который я окончил». Правда, у него у самого в то время еще высшего образования не было.
Считаю, что человек должен много знать в разных областях и быть разносторонне развитым, чтобы в дальнейшем у него был выбор.
- Как стали директором художественной школы?
- После окончания института меня пригласили туда преподавателем. Директором школы была Людмила Быкова. Здание художественной школы располагалось на месте дома по Пушкинской, где сейчас находится загс.
Через несколько лет, когда нам дали помещение на огнеупорном заводе, я стал директором. В начале 90-х школа переехала в нынешнее здание.
- Супруга ваша тоже творческая личность?
- Нет. Людмила - учительница химии и биологии. По окончании Свердловского пединститута она приехала в Сухой Лог по распределению. Работала в вечерней школе, в СПТУ, потом перешла в школу №7. Говорят, противоположности притягиваются. Так и у нас.
- Вы вместе сорок лет. В чем секрет долголетия и благополучия в браке?
- Не наступать на болевые точки друг друга, быть снисходительным к недостаткам. У нас с супругой бывали разногласия в вопросах воспитания детей. Случалось, она высказывала недовольство по поводу друзей или моей работы. Я часто поступал по-своему. Но иногда, чтобы сделать ей приятно, прислушивался. Вот и весь секрет.
- У вас трое детей. Кто они, чем занимаются?
- Старший Дмитрий - директор детской школы искусств. Он окончил лесотехнический институт. Некоторое время не мог найти работу по специальности. У нас же в то время школа стала расширяться, и я взял его к себе заместителем по административно-хозяйственной части. Дима помогал оформлять документы, когда школа стала юридическим лицом. Он отличный администратор, а вот от творчества далек, хотя в свое время окончил художественную школу.
Дочь тоже работает в школе искусств.
- Второй сын Александр - известный в Екатеринбурге фотограф...
- Да, он моя особая гордость - Александр Ежъ Осипов. Он окончил архитектурную академию. Помню, как-то давно ему сказал: «Я только тогда доволен буду, если ты во всем меня переплюнешь». Он действительно превзошел.
После института Саша работал в «Коммерсанте» верстальщиком. Потом решил попробовать себя в качестве фотографа. В редакции пошли ему навстречу - он получил аккредитацию, стал членом Союза журналистов. Сейчас он арт-директор в издательстве «АиФ». А фотография - его хобби.
- Он материально обеспеченный человек?
- Нет, что вы. Наша семья и богатство - вещи несовместимые. Я почти четверть века проработал директором, но у меня никогда не было машины, я не построил себе коттедж. И Саша с женой и сыном живут в квартире с тещей. Да, в Екатеринбурге он считается модным фотографом. Но на уровне Сашиного благосостояния эта «модность» никак не отражается.
- Есть ученики,которыми вы особенно гордитесь?
- Горжусь всеми нашими выпускниками. Ведь чтобы окончить художественную школу, надо не только иметь способности, но еще и запастись терпением, обладать упорством, трудолюбием.
- Что вы думаете о современном искусстве?
- Сейчас очень много инсталляций. Какие-то сделаны талантливо, какие-то, на мой взгляд, больше смахивают на сумасшествие. Но, наверное, кому-то нравится и такое искусство. О вкусах ведь не спорят.
- Вы считаете себя счастливым человеком?
- Скорее, да. Я всю жизнь занимаюсь любимым делом. Есть супруга, дети, внуки, уютная двухкомнатная квартира. Иногда мне хочется, чтобы у нас был большой дом. Чтобы в гостиной стоял стол, за которым могла собраться семья. Чтобы всем в этом доме хватало бы места. Но если бы был такой дом, значит, был бы и большой приусадебный участок, на котором нужно трудиться, трудиться и еще раз трудиться. И я бы после напряженного рабочего дня уже вряд ли прилег бы отдохнуть на диван.
Чтобы чувствовать себя счастливым, надо уметь довольствоваться тем, что имеешь. Не завидовать и не держать ни на кого зла.
Маргарита ПИДЖАКОВА